История

Хронология Омской авиации

(раздел наполняется информацией)

1909 год – в 12 часов дня 18 марта с реки Иртыш был запущен воздушный шар 1-го Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона. Опустился шар на землю в тот же день в 5 часов вечера уже в Томской губернии, около киргизской (казахской) зимовки у озера Антошкино. По линии полета им пройдено было около 200 верст (около 212 км). Наивысшая точка подъема составила 1900 метров. Наименьшая температура – 4 градуса. Наибольшая – 26 градусов. Средняя скорость полета – 40 верст в час (42 км/ч). Аэронавты: штабс-капитан Мирков и поручик Какаев возвратились в город Омск утром 20 марта по Сибирской железной дороге через станцию Чаны.


 1911 год – 1-3 июля первые полеты на аэроплане в Омске во время Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки. Выставочный комитет вел переговоры с несколькими летчиками, но договор заключили с Александром Васильевым. Ему и двум механикам гарантировали бесплатную дорогу и 40% сбора. В июне по всему Омску были расклеены красочные афиши, которые сообщали о приезде авиатора и демонстрации полетов. Они проходили с 1 по 3 июля на самолете «Блерио». Очевидцы вспоминали: «Он был похож на стрекозу, казался очень непрочным и ненадежным сооружением – 6 метров в длину, 16 пудов веса, 50-сильный мотор, под мотором два велосипедных колеса, пропеллер из орехового дерева. Аэроплан был обтянут прорезиненной материей».

Первый полет назначили на 5 часов вечера. Билеты стоили недешево, но трибуны были заполнены до отказа, публика толпилась и возле площадки, где был установлен «Блерио». Из-за сильного ветра полет задержали более чем на три часа, а длился он всего 8-10 минут. Под бурные аплодисменты и крики «ура» летчик поднялся в воздух, сделал несколько кругов, пролетел над собравшимися и приземлился. Уже по земле самолет проехал перед трибунами. Самым удачным стал полет 3 июля, когда А. Васильев поднял свой аэроплан на высоту 500 метров, пролетел над Иртышом и территорией выставки. «Вестник Первой Западно-Сибирской выставки» писал об этом «Видеть парящего в воздушном пространстве человека – это счастье. Это гордая вера в беспредельность человеческого гения».

Интерес к полетам был огромным. В эти три дня выставку посетили около 15 тысяч человек, их отзывы о полетах были восторженными. Омичи с особой теплотой проводили А. Васильева в Санкт-Петербург, где в июле он должен был принять участие в перелете Петербург – Москва. В этом перелете он единственный из 9 участников достиг финиша – долетел до Москвы.


1929 год — официальная дата рождения Омского аэропорта. В этот день из Иркутска в Новосибирск вылетел самолет «Фоккер Ц-4» (Fokker C-4), взявший далее курс с эстафетной почтой на Омск. В первые сутки работы на омский аэродром прибыло два самолета.


1930 год — в Омске открылась школа летчиков планеристов Омгоросовиахима. Год спустя появились самолеты П-5, АНТ-9, затем — К-5, ПО-2.


1931-1932 гг. — Омская аэростанция становится узловой. Впервые самолеты из Омска отправляются в Обдорск (Салехард) через Тавду. В эти годы осваивал новые воздушные трассы Серафим (по другим данным — Сергей) Антюшев, немало сделавший для развития авиасообщения на Севере. Имеется также упоминание о полетах В.С. Молокова, одного из первых летчиков — Героев Советского Союза.


1931 год – открытие воздушного пассажирского сообщения Москва – Омск — Новосибирск. Полеты осуществлялись на трех моторных самолетах типа АНТ-9 советской конструкции и постройки. Самолеты были рассчитаны на 11 пассажирских мест. Продолжительность полета от Омска до Москвы составляла 14 часов, от Омска до Новосибирска – 3 часа. Стоимость полета до Москвы — 160 руб., до Новосибирска – 71 руб. Доставка пассажиров на аэродром производилась за счет аэростанции (на моторной лодке, автомобиле).


1932 год — открывается первая местная авиалиния Омск-Большеречье-Тара, построено первое здание аэровокзала, организовано звено авиации спецприменения с подчинением 210-му летному отряду г. Новосибирска.


 1936 год — в Омске совершил посадку самолет АНТ-25, совершивший перелет Москва – Николаевск-на-Амуре через Северный ледовитый океан и Камчатку. Летчики В. Чкалов, Г. Байдуков и А. Беляков были восторженно встречены омичами. В газете «Омская правда» от 9 августа 1936 года писали: «Они здесь, с нами, — герои Советского Союза. С волнением ожидал Омск появления из туманной дымки, затянувшей горизонт, вестника новых сталинских побед над стихией пространства… Главное, чем можно охарактеризовать день народного ликования – это чувство глубокой связи между героями и народом. Первым из самолета выскочил Георгий Байдуков. Ни меховых сапог, ни кожаной тужурки, ни даже пилотских очков мы не увидели… Потом из кабины сошел на омскую землю такой же простой и славный Беляков… Сегодня Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков – почетные гости нашего города. Завтра «АНТ-25 стартует в последний этап своего перелета. Он покинет Омск, чтобы опуститься в Москве, где его ждут сотни тысяч трудящихся столицы…»


 

1937 год — самолет Н-120 летчика-полярника Ф.Б. Фариха, выполнявший перелет по маршруту Москва-Уэллен-Москва, приземлился на омском аэродроме. До этого момента зимой еще никто не летал по этой трассе. Летчики побывали почти на всех полярных зимовках, расположенных по побережьям морей Чукотского, Лаптевых и Карского.


 

1938 год – возвращаясь в Москву, в Омске совершил остановку экипаж мировых звезд авиации — женщин–летчиц в составе В.С. Гризодубовой, П.Д.Осипенко, М.М.Расковой, совершивших перелет из Москвы на Амур на самолете «Родина». На железнодорожном вокзале состоялся митинг в их честь.


1941 год – на заводе им. Баранова состоялся пуск первого авиационного двигателя, собранного на омской земле. Омская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. стала одним из основных районов размещения перебазированных в тыл заводов и фабрик. В 1941 году она приняла и разместила около 100 промышленных предприятий.


1941 год — в Новосибирске была создана перегоночная авиаэскадрилья под командованием Руднева, которая обеспечила перегон из города Комсомольск-на-Амуре 117 дальних бомбардировщиков в прифронтовую полосу. В нее вошло много летчиков из Омска, прошедших переподготовку на военных сборах перед войной, откомандировывались и омские авиатехники. После перегонки самолетов из Комсомольска, в основном, все вернулись обратно в Омский аэропорт. Позже из этой группы была создана отдельная эскадрилья ГВФ, потом преобразована в полк, который базировался при Новосибирском авиазаводе, но перегонял самолеты и из Иркутска.  По имеющимся архивным данным, один из омских авиатехников — Петр Прокопьевич Давыдов остался в перегоночном полку и проработал там всю войну.


Многие сибиряки стали героями Великой Отечественной войны. Выпускнику Омского аэроклуба летчику Михаилу Афанасьевичу Макарову было присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания Ульяновской школы военных летчиков (1941 г.) М.А. Макаров был призван в действующую армию. Войну закончил командиром звена 828-го штурмового авиационного полка. Совершил 113 боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Макарову Михаилу Афанасьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7954). Награжден двумя орденами Красного Знамени 12.07.44 и 26.10.44, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 2 степени 20.04.1944, Александра Невского 23.02.45, «Знак Почета» и многими медалями. С 1946 года — пилот Омского авиаотряда, с образованием летного отряда реактивных лайнеров летал на самолете ТУ-104, с 1959 года в г. Новосибирске. Налетав свыше 18000 часов, не раз проявлял высочайший профессионализм и мастерство в экстремальных условиях, опыт выполнения самых сложных полетов умело передавал молодым, особенно когда работал пилотом -инструктором в ЛШО ЗСУ ГА. Более 40 лет Герой СССР Макаров был связан с летной работой.


 

1944 год – в омском небе совершила первый прыжок с парашютом Валентина Михайловна Селиверстова, позднее ставшая неоднократной чемпионкой СССР, Европы, пятикратной чемпионкой мира. Она установила 56 мировых рекордов. Заслуженный мастер спорта СССР.


 

1945-1946 годы — на Омском аэродроме в летном отряде используются самолеты ПО-2 и Щ-2, перевозившие одновременно не более двух пассажиров. Аэропорт принимает при этом различные типы воздушных судов: практически все, что были в то время в эксплуатации в отечественной авиации.


 

1947 год – в Омске открылся аэроклуб областного Совета Осоавиахима, прервавший работу с начала Отечественной войны. Был объявлен первый набор курсантов на отделения пилотов, планеристов, парашютистов. Срок обучения 1 год. Преподавательский и инструкторский состав был укомплектован из участников Отечественной войны. Кроме подготовки осоавиахимовских кадров по основной программе, при клубе была организована массовая работа среди любителей авиаспорта – летчиков, планеристов, парашютистов.


 

1947 год – начало эксплуатации и обслуживания в Омске пассажирского самолета Ил-12.


 

1950 год — начало эксплуатации и обслуживания в Омске пассажирского самолета Ан-2.


 

1954 год — начало эксплуатации и обслуживания в Омске пассажирского самолета Ил-14.


 

1956 год — в Омский аэропорт прибыл первым регулярным рейсом первый в мире реактивный самолет Ту-104.


 

1958 год — открыт новый аэровокзал (позднее это здание стало аэровокзалом местных авиалиний). В нем были расположены зал ожидания на 100 мест, ресторан, операционный зал со справочным бюро, кассами, камерой хранения, телеграфом.


 

1963 год — построено здание аэропорта в Таре. Тарский аэропорт обслуживал 10 населенных пунктов, доставлял пассажиров, почту, запчасти совхозам, предприятиям лесной промышленности, оказывал неоценимую услугу по срочной доставке больных в Омск и медицинских препаратов, врачей в таежные районы.


 

1970 год — введено в эксплуатацию современное здание аэровокзала Омского аэропорта, рассчитанное на обслуживание 700 пассажиров в час.


 

1977 год — начало эксплуатации пассажирского самолета Ту-154 в Омске.


 

1993 год — первый прямой рейс в Германию из Омска. Выполнен самолетом Ту-154.


 

1993 год — первый рейс в Иран (чартерная программа на остров Киш) из Омска. Выполнен самолетом Ту-154.


 

1994 год — единое Омское авиапредприятие прекращает свою историю. Разделение на ОАО «Омский аэропорт» и ОАО «Авиакомпания «Омскавиа».


 

 

Информация подготовлена по данным:

  1. Омский аэропорт
  2. Исторический архив Омской области
  3. Архив пресс-службы ОАО «Авиакомпания «Омскавиа»