Какие самолеты выпускали в Омске

Ту-2 чертеж 1943 год

Производство самолетов в Омске имеет свою интересную историю, насчитывающую не один десяток лет. Своеобразным центром авиапроизводства являлось производственное объединение «Полет». Здесь выпускали как военные, так и гражданские машины различных типов.

«Полет» ведет свою историю с 24 июля 1941 года, когда был сформирован новый авиазавод на базе московских эвакуированных авиазаводов №№ 156 (ныне ОАО «Туполев») и 81 (ныне ОАО «Тушинский машиностроительный завод») и омских заводов: автосборочного им. Коминтерна №6, завода автоприцепов и авиационных мастерских ГВФ. После переброски оборудования из столичного региона в Омск в сложных условиях начавшейся Великой Отечественной войны в сжатые сроки было запущено авиационное производство.

А.В. Ляпидевский, генерал-майор авиации, первый Герой Советского Союза

А.В. Ляпидевский, генерал-майор авиации, первый Герой Советского Союза

Первым директором предприятия был назначен известный летчик, Герой Советского Союза (Золотая Звезда героя №1) Анатолий Васильевич Ляпидевский. Именем Анатолия Васильевича названо сегодня одно из культовых для всех авиаторов учебных заведений Омска – Омский летно-технический колледж гражданской авиации (ОЛТК ГА).

Андрей Николаевич Туполев — советский авиаконструктор, академик АН СССР. Генерал-полковник-инженер. Герой Труда. Трижды Герой Социалистического Труда

Андрей Николаевич Туполев — советский авиаконструктор, академик АН СССР. Генерал-полковник-инженер. Герой Труда. Трижды Герой Социалистического Труда

Первыми собранными в Омске самолетами были Ту-2, созданные в ОКБ (опытно-конструкторском бюро) выдающегося отечественного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. А.Н. Туполев работал в Омске в 1941-43 гг. В числе специалистов его ОКБ был будущий основоположник советской практической космонавтики Сергей Павлович Королев. В 1942-44 гг. на омском «Полете» собрали 80 бомбардировщиков Ту-2.

Сборка самолетов Ту-2 на авиазаводе 166 (ПО "Полет"), 1943 год

Сборка самолетов Ту-2 на авиазаводе 166 (ПО «Полет»), 1943 год

Но самым массовым для омских авиастроителей стал другой самолет Великой Отечественной  — истребитель Як-9 (и его первый вариант с более слабыми характеристиками, носивший обозначение Як-7). В 1942-45 гг. таких машин произвели более 3500 единиц!

В адрес заводчан неоднократно приходили письма с фронта с благодарностью за созданные самолеты: «139-й гвардейский авиационный Смоленский Краснознаменный полк, перевооружившись на самолет «Як-9У», на 7 ноября произвел 433 вылета на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие поля боя и не имеет ни одной потери в самолетах и летчиках. В период с 13 по 29 октября в напряженных воздушных боях с самолетами противника типа «ФВ-190» и «МЕ-109» полком сбито 24 самолета противника».

В 1944 г. Омский авиационный завод № 166 стал одним из передовых в отрасли. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1945 г. за образцово выполненные задания по производству боевых самолетов завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, 321 работник завода и треста № 2 удостоены орденов и медалей

Собранные в Омске самолеты участвовали во всех крупнейших  битвах, в том числе на Курской дуге и во время взятия Берлина. На омских Яках сражались французские летчики из прославленного полка «Нормандия-Неман».

Истребитель Як-9. В Омске выпущено более 3500 машин.

Истребитель Як-9. В Омске выпущено более 3500 машин семейства Як-7/Як-9.

Подробнее о самолете Ту-2 читайте ЗДЕСЬ

Подробнее о самолете Як-9 читайте ЗДЕСЬ

После войны предприятие продолжило выпуск авиационной продукции. С июля 1949 года по август 1955 на «Полете» производили лучший реактивный бомбардировщик того времени Ил-28 (произведено 758 самолетов).

Ил-28 - один из наиболее массовых реактивных бомбардировщиков мира.

Ил-28 — один из наиболее массовых реактивных бомбардировщиков мира.

Быстрый технический рост и успешное освоение заводом реактивного бомбардировщика позволили Совету министров СССР выпустить постановление об организации серийного производства на Омском заводе №166 первого  гражданского реактивного самолета Ту-104. Внедрение в серию начато в январе 1955 года. За период производства с 1955 по 1960 годы выпущено 54 самолета для Аэрофлота, 4 – для авиалиний ЧССР, 3 – по заказу  МО СССР.

Подробнее об Ил-28 – ЗДЕСЬ.

Выпуск Ту-104 в Омске – ЗДЕСЬ.

В 1958 году государственной комиссией завод выбран для производства баллистических ракет, тем самым «Полет» открыл ракетно-космическую эпоху своей истории. На предприятии выпускались баллистические ракеты РСМ-50 для подводных ракетных крейсеров проекта 667, ракеты-носители «Космос-3М», баллистические ракеты РС-10, Р-12 и Р-16, ракетные двигатели РД-170 для самой мощной в мире космической системы «Энергия-Буран», спутники системы ГЛОНАСС первого поколения…

Подробнее об уникальном проекте «Энергия-Буран» читайте ЗДЕСЬ.

В начале 1990-х годов авиапроизводство снова на более чем десятилетие стало одним из ведущих направлений деятельности «Полета». Завод был выбран для серийного производства уникального самолета Ан-74, разработанного для работы в условиях Арктики и труднодоступных местностей Сибири и Дальнего Востока. В 1992 году на предприятии был освоен выпуск этой многоцелевой среднемагистральной машины. В декабре 1993 года Ан-74 совершил первый полет.

Первый опытный Ан-74 на испытаниях

Первый опытный Ан-74 на испытаниях

Но развал советской системы производственной кооперации и отсутствие стратегического планирования по программе Ан-74 привели к остановке сборки – всего из цехов омского завода вышли 5 ВС данного типа. Они прекрасно проявили себя во всех регионах России, от Арктики до высокогорных районов с жарким климатом. Все машины эксплуатируются и сегодня, что позволяет сделать вывод о высоком качестве сборки и конструктивных решениях самого самолета.

Подробнее об Ан-74 читайте ЗДЕСЬ

Попытки загрузить авиапроизводство в Омске привели к работе над проектом Ан-3Т. Эта машина жизненно необходима региональной гражданской авиации, и только проблемы управленческого и маркетингового характера постоянно мешали и мешают ее массовому серийному производству. По сути дела Ан-3Т это глубокая модернизация легендарного Ан-2, выполненная полностью на отечественной базе комплектующих. Первый летный экземпляр данного ВС поднялся в небо 24 февраля 1998 года. С 1998 по 2010 год были выпущены почти 30 машин данного типа.

Подробнее об Ан-3Т читайте ЗДЕСЬ

Одним из вариантов реализации проекта Ан-3Т была работа по его продвижению и сборке в рамках отдельного независимого коммерческого предприятия. К сожалению, и это начинание не получило дальнейшего развития (подробности – по ссылке от автора).

Одной из ярких страниц в истории авиапроизводства в Омске стала работа по восстановлению опытного образца военно-транспортного самолета Ан-70, потерпевшего аварию на взлете из аэропорта Омск-Центральный в 2001 году. Самолет Ан-70 был полностью восстановлен в кооперации с представителями АНТК имени Антонова (Киев) и продолжил летные испытания уже спустя полгода после аварии.

Опытный образец Ан-70 ВВС России, 2013 год

Опытный образец Ан-70 ВВС России, 2013 год

Положительные отзывы о работе омских авиастроителей привели к появлению программы по производству Ан-70 на мощностях ПО «Полет». Но дальше обсуждений в связи с политико-экономическими причинами дело не продвинулось. Программа ВТС Ан-70 была аннулирована ВВС России в связи с экономическим коллапсом на Украине, где находилось головное конструкторское бюро – АНТК имени Антонова.

Подробнее о проекте Ан-70 читайте ЗДЕСЬ.

С 2007 года ПО «Полет» вернулось в ракетостроение. Сегодня предприятие занимается производством по программе передового семейства ракет-носителей «Ангара» и после ввода в строй нового космодрома «Восточный» станет основным сборочным производством ракет данного типа.

* * *

На сегодняшний день в Омске сохраняется большой кадровый и ресурсный задел по организации и выпуску самолетов. Эти возможности неоднократно обсуждались в СМИ и на заседаниях экспертов. Авиационное производство это одна из основ экономической и технологической мощи государства и его регионов. 

Facebooktwittergoogle_plusrssyoutubeby feather
Both comments and pings are currently closed.