Незаметный самолет в центре Омска

Л-410 и трап Омскавиа

В самом центре большого сибирского города Омска расположен Омский авиационный колледж имени Жуковского (ранее известный как Омский авиационный техникум, не путать с ОЛТКГА!). На закрытой со всех сторон территории учебного заведения установлен настоящий пассажирский самолет L-401UVP (Л-410УВП) бортовой номер СССР-67067. Расскажем о нем подробнее.

Как уже рассказывал портал «Омск-Фёдоровка», в Омской области до начала 1990-х годов была создана и действовала мощная единая система аэропортов МВЛ – 17 взлетных полос, разбросанных по уделенным от областного центра районам, принимали и отправляли ежедневно (!) рейсы малой авиации. В воздухе находились десятки бортов – от вертолетов Ми-2 до 48-местных Ан-24. наиболее массовым и неприхотливым из всей эксплуатировавшейся пассажирской авиатехники, конечно, был Ан-2. В 1980-х годах его планировали заменить новыми, более комфортными и быстрыми машинами.

Одним из кандидатов на эту роль рассматривался производившийся в на тот момент дружеской Чехии (Чехословакии) двухмоторный L-410. «Элка» активно использовалась в МВЛ Омской области, такие воздушные суда стали практически аналогами современных «маршруток» (летали в Усть-Ишим, Тевриз, Тару): только в отличие от нынешних «извозчиков» не было ни одной аварии (!) за 15 и более лет, да и скорость, с которой перевозили они пассажиров из того же Усть-Ишима сегодня в сравнении с ползающими автобусами и «ГАЗелями» выглядит фантастической – один час. Этот транспорт был доступен всем жителям Омской области, он не был элитным или редким. Л-410 вместе с остальными типами воздушных судов обеспечивали регулярное пассажирское сообщение. Особыми преимуществами этой машины были комфортабельные кресла (от 15 до 19 пассажиров) , хорошая скорость (320-380 км/ч), использование авиакеросина (топливная совместимость с основной массой ВС) и, конечно, отличные характеристики шасси – Л-410 был рассчитан на полеты с грунтовых аэродромов, для него не требовалось строить дорогие полосы с искусственным покрытием! А еще аббревиатура «УВП» в названии обозначала возможность укороченного взлета-посадки – для 410-го хватало 450-метровой взлетной полосы!

Один из многочисленных советских Л-410 на линиях МВЛ, 1980-е гг.

Один из многочисленных советских Л-410 на линиях МВЛ, 1980-е гг.

В 1990-х вся эта казавшаяся великолепной и незаменимой система была разрушена. Пара машин L-410 дожила до наших времен, благодаря учебным заведениям авиационного направления, работающим в Омской области. И одна из «элок» стоит сегодня на территории Омского авиационного колледжа имени Жуковского. Судя по имеющимся фото, машина в хорошем состоянии, к ней приставлен ретротрап СПТ-154 с надписью «Омскавиа». Упоминание бывшей омской базовой авиакомпании неслучайно – Л-410 с бортовым номером СССР-67067 успел побывать и в «Омскавиа». Правда, недолго: машина поступила в парк компании в год ее основания (1994), и в тот же год (15 декабря 1994 года) ее списали «по экономической нецелесообразности». Самолету на тот момент было всего 13 лет, и он мог бы летать еще не один год.

Л-410 на территории Омского авиационного колледжа имени Жуковского, 2014 год

Л-410 на территории Омского авиационного колледжа имени Жуковского, 2014 год

От разделки на металлолом борт спасла передача в тогда еще Омский авиатехникум (сегодня – Омский авиационный колледж).

Самолеты Л-410 в Омске стали живой историей. Еще один аналогичный самолет занял свое место на территории другого учебного авиационного заведения – Омского летно-технического колледжа имени Ляпидевского (ОЛТК ГА, ранее – ОЛТУГА). К машине также нет свободного доступа: она используется как наглядное пособие на закрытой площадке.

В 2008 году производство L-410 в Чехии было приобретено Уральской горно-металлургической компанией (УГМК), и сегодня этот тип воздушных судов выпускается снова (с 2013 года российская компания владеет 100%-пакетом акций завода). Вместе с тем, взятый в России курс на импортозамещение, предполагает запуск в серию нового 2-моторного пассажирского самолета МВЛ – «Рысачок». О нем вы можете прочитать ЗДЕСЬ. 

Facebooktwittergoogle_plusrssyoutubeby feather
Both comments and pings are currently closed.