Как в Омске собирали первые бомбардировщики Ту-2

Сборка Ту-2.

Производство самолетов в Омске началось зимой 1941-42 годов. Именно тогда, в разгар боев за Москву на будущем «Полете» начали подготовку к производству бомбардировщика Ту-2. Эта великолепная машина известна многим, кто знаком с историей отечественной авиации. Но так уж вышло, что выпуск в нашем городе этого самолета не вышел на привычные для военного  времени сотни машин в год. И уже в 1943 году место «тушек» на конвейере заняли истребители Яковлева. Что же случилось с отличной машиной Туполева в Омске?

Проект самолета Ту-2 был разработан еще в 1939 году. Прототип нового бомбардировщика создавался в непростых условиях. Изначально конструктор машины, Андрей Николаевич Туполев, находился фактически под арестом, работая под охраной «в специальном отделе». Первый экземпляр Ту-2 с обозначением «103У» с двигателями АМ-37 жидкостного охлаждения был построен в конце 1940 года. Экипаж составлял 4 человека. Конструкция самолета — цельнометаллическая. Вооружение в типовом варианте: 2 пушки ШВАК-20 у бортов фюзеляжа, для защиты задней полусферы — три-пять пулеметов ШКАС в 2-3 стрелковых точках.

Самолет показал на государственных испытаниях летом 1941 года выдающиеся данные. Существует легенда, что Сталин вначале даже не поверил, когда ему доложили о том, что скорость нового бомбардировщика (650 километров в час) выше максимально возможной скорости любого серийного  истребителя мира. После проверки результатов испытаний Ту-2 был рекомендован к серийному производству. Но организовать массовый выпуск этого самолета сразу не удалось, в основном, из-за того, что моторы АМ-37 не выпускались серийно. Необходимо было срочно разработать новый вариант «103У» под серийные двигатели. На их роль были выбраны моторы М-82, незадолго до этого прошедшие государственные испытания.

По сравнению с предыдущей силовой установкой мотор М-82 имел большую мощность. Уже в ноябре 1941 года новый фронтовой бомбардировщик «103В» был построен, и в декабре начались его летные испытания. Которые, однако, показали, что максимальная скорость «103В» значительно меньше, чем у «103У» на средних высотах, но у земли их скорости были сопоставимы. Еще во время испытаний «103В» началась подготовка к его серийному производству. Времени было мало…

Разгоравшаяся Великая Отечественая требовала нахождения конструкторского бюро вдали от зоны боев. Производство и его организаторы были эвакуированы в Сибирь, где в Омске снова начали обустраивать почти всё «с нуля».

Сборка Ту-2 на омском авиазаводе №166 (сегодня - ПО "Полет"). 1942 год.

Сборка Ту-2 на омском авиазаводе №166 (сегодня — ПО «Полет»). 1942 год.

Стоит отметить, что к этому времени Туполев уже был свободным человеком, но часть сотрудников его коллектива все еще проходила по делам как «враги народа». Выпуск Ту-2 развернулся в нашем городе летом 1942 года. Первым летчиком-испытателем омских «тушек» стал М.П. Васякин. Уже в сентябре из первых серийных Ту-2 под его командованием был сформирован полк этих пикирующих бомбардировщиков. Он тут же отправился на Калининский фронт для прохождения войсковых испытаний.

0_88525_195012ad_XL

Летчики-фронтовики высоко оценили новый бомбардировщик. Им нравилась легкость освоения самолета, хорошая схема оборонительного огня, повышенная живучесть моторов воздушного охлаждения, возможность уверенного полета на одном моторе. В ходе боевых испытаний Ту-2 показал хорошие летные качества. Его скорость достигала 547 км/час, с бомбовой нагрузкой в 1 тонну он мог забираться ввысь на 9,5 километров. В случае необходимости Ту-2 брал до 4 тонн бомб. Для защиты от истребителей бомбардировщик имел мощное стрелковое вооружение. Казалось, что наконец-то самолет пойдет в массовое производство…

Но этого не случилось. Более того, последовало решение о прекращении серийного выпуска Ту-2 и организации на заводе выпуска истребителей семейства Як-7/Як-9. Сегодня такое решение в среде авиаисториков часто называют ошибочным. Но есть и точка зрения, что в Ставке Верховного Главнокомандования решения рождались после скрупулезного анализа ситуации. К этому моменту Сталина уже не интересовали любые упрощенные варианты самолетов, лишь бы они были в серии и восполняли потери на фронте. Советская армия нуждалась в высокоскоростных машинах – война раскручивала маховик технического прогресса – рост характеристик фашистских самолетов требовал аналогичных модернизаций и появления форсированных версий Ту-2. Для обеспечения грядущих наступательных, широкомасштабных операций обновленный Ту-2 был незаменим. Поэтому уже в 1943 году принимается решение о налаживании производства модернизированного самолета на других заводах. Обновленные серийные Ту-2 вновь появились на фронте только в конце 1943 года, но они существенно отличались от омских Ту-2 выпуска 1942 года. И это уже совсем другая история…

Всего в Омске за короткий срок произвели по разным данным не более 80 Ту-2.

О других самолета, выпущенных в Омске, читайте ЗДЕСЬ

Facebooktwittergoogle_plusrssyoutubeby feather
Both comments and pings are currently closed.