Они обслуживали наши самолеты

Ан-2 в Омском аэропорту МВЛ

Обслуживание самолетов в аэропорту невозможно представить себе без специалистов наземных служб. История сохранила для нас фамилии первых авиамехаников Омского аэропорта, выполнявших ТО воздушных судов на рубеже 1920-30-х годов: Н.М. Кислицин, В.П. Бавыкин, Н.В. Лосев, В.С. Иванов. Руководил небольшим коллективом старший авиамеханик С.Т. Удодов.

С началом Великой Отечественной войны вся структура Омского аэропорта стала частью единого военно-технического механизма СССР. Техсостав принял присягу и с честью проработал сложное военное время.

В 1946 году в Омском аэропорту была создана специализированная служба технической эксплуатации воздушных судов. В это время через руки ее авиатехников проходило немало типов самолетов: советские По-2, Ш-2, Ли-2 (лицензионный DouglasDC-3), американские «Бостоны» и «Боинги», трофейные немецкие Ju-52… Парк эксплуатировавшихся машин был разнообразным, и соответственно накапливался богатый опыт у специалистов, умевших равно одинаково обеспечивать летное состояние как отечественных, так и зарубежных самолетов.

Ли-2. Техобслуживание в Омске.

Ли-2. Техобслуживание в Омске.

В исторических хрониках есть упоминание о первом здании для персонала инженерно-авиационной службы, которое появилось в Омске в 1949 году. До наших дней оно не сохранилось.

В 1952 году при объединении Омского аэропорта и 259-го летного авиаотряда спецприменения, базировавшегося на его территории, возникла новая структура гражданской авиации – 117 летный отряд.

Когда в 1954 году в отряде начали эксплуатировать легендарный Ан-2, первым авиатехником, освоившим обслуживание этого типа воздушных судов, стал Н.П. Баев.

Н П Баев

Н. П. Баев

Пятидесятые годы стали временем резкого роста по всем направлениям деятельности: новые типы воздушных судов, новые технологии. В сентябре 1956 года регулярные рейсы новейших пассажирских самолетов Ту-104 на первой регулярной линии пассажирской реактивной авиации Москва – Омск – Иркутск вывели наших авиатехников поистине на мировой уровень квалификации. Первопроходцами в обслуживании Ту-104 в Омске были  инженер смены П.Н. Кобзев, инженер по спецоборудованию В.В. Полевцев, авиатехники Т.И. Мещеряков, А.К. Чернов, авиамеханики И.Т. Егоров, А. Ледяев.

Перемены продолжались. В 1958 году аэропорт стал отдельным от летного отряда предприятием. Тогда же была создана инженерно-авиационная служба ЛЭРМ  (линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские), ее начальником был назначен В.В. Бантеев, выпускник Ленинградского училища ВВС, работавший в аэропорту Омска много лет.

В В Бантеев, 1958 год

В В Бантеев, 1958 год

1962 год – очередная реструктуризация в Омском аэропорту. 117 летный отряд и непосредственно аэропорт формируют Омское объединенное авиапредприятие. В его структуре появляется АТБ – авиационно-техническая база. Первым руководителем АТБ в Омске стал Е.Г. Леонов. В 1969 году на эту должность был назначен И.П. Кушпиль, легендарный специалист, кавалер Ордена «Знак Почета». Более 25 лет он возглавлял коллектив, вырастив в нем немало мастеров.

И П Кушпиль

И П Кушпиль

В начале 1970-х годов омские авиатехники осуществляли оперативное техобслуживание самолетов типа Ту-104/Ту-124, Ту-134, Ту-154.

Ан-2 в Омском аэропорту МВЛ

Ан-2 в Омском аэропорту МВЛ

Каждое лето, с началом работ в агросекторе, массово использовались для химической обработки полей, десятки Ан-2. По воспоминаниям И.П. Кушпиля, число таких машин в небе одной Омской области одновременно доходило до 50! Соответственно, большая нагрузка ложилась на авиатехников. Но все они с поставленными задачами справлялись, а 100%-исправные самолеты были тому наглядным подтверждением: работали без летных происшествий.

Facebooktwittergoogle_plusrssyoutubeby feather
Both comments and pings are currently closed.