От Омска до Берлина

130e49400f0917f6ac4424b0718

В истории омской авиации период Великой Отечественной войны 1941-45 годов начинается в …1940 году. Только что отгремела очень сложная война с Финляндией, имелся опыт боев с другим союзником гитлеровской Германии — Японией — в районе Халхин-Гола в Монголии и озера Хасан неподалеку от Владивостока. По их итогам была скорректирована программа перевооружения нашей авиации, налаживался выпуск новейшей техники. Стране требовались новые пилоты и новые ресурсы для их подготовки. В такой атмосфере в мае 1940 года открылась Омская военная авиационная школа пилотов (ОВАШП). 

1 мая 1940 года была сформирована авиашкола, получившая наименование «Омская школа пилотов» (основание: приказ войскам Сибирского военного округа (СибВО) № 061 от 17.05.40 г.). Она начала свое формирование 15 апреля 1940 года. Для ее дислокации было выбрано место на левом берегу реки Иртыш, на юго-западе от города Омска. Школа формировалась на базе 52-й авиационной бригады по штату за № 20/908 литер «А» от 29 марта 1940 г., в составе 2-х эскадрилий и дополнительным штатом за № 20/976 штата школы стрелков-радистов.

Уникальные исторические сведения о начале деятельности ОВАШП приводит в своей работе Астраханцев Олег Николаевич, к.и.н., доцент Московского государственного технического университета гражданской авиации (филиал) в г. Иркутске:

Общее количество лично состава было определено следующее:
1. начальствующего состава – 280 человек;
2. младшего начальствующего состава – 157 человек;
3. рядового состава – 166 человек;
4. курсантов – 830 человек.
Итого: 1433 человека.
Основой для формирования являлись:

а) по переменному составу: аэроклубы Омской, Тюменской областей, Красноярска, Канска и Черногорска
б) по укомплектованию школы стрелков-радистов: части 53-го стрелкового корпуса
в) по постоянному составу: 1-я Чкаловская, Сталинградская, Новосибирская, Вольская, Иркутская и Ленинградская школы

Первым начальником авиашколы был назначен полковник Пристром Евгений Степанович, военным комиссаром – бригадный комиссар Кобякин Иван, начальником штаба – полковник Лонский Александр Павлович, помощником начальника школы по технической эксплуатации – военинженер 2-го ранга Добровольский Георгий Петрович .

От 52-й авиационной бригады школе остались трехэтажное кирпичное здание, четыре жилых дома командного состава, казарма, две столовые, несколько ангаров и мастерские; кроме того, железнодорожная ветка, подведенная к аэродрому, и самолеты марки У-2 и Р-5.
В марте 1940 года распоряжением командующего ВВС СибВО генерал-майора Погребова командиру 52-й авиационной бригады полковнику Кондратюку было приказано принять переменный состав курсантов, прибывающих для формирования авиационной школы, в количестве 320-ти человек для подготовки военных пилотов и 250-ти человек для обучения на стрелков-радистов.
Из состава указанной бригады были назначены: начальник курсов по учебной подготовке – капитан Муратович, комиссар курсов – старший батальонный комиссар Святковский, командир учебных рот – старший лейтенант Золотаренок и лейтенант Федоров. 12 апреля 1940 года в расположение гарнизона прибыл первый начальник Омской ВАШП – полковник Е.С. Пристром.
Учебный курс школы состоял из двух эскадрилий летчиков, одной запасной роты, группы стрелков-радистов. Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый – на бомбардировщиках СБ, второй − на разведчиках Р-5.

Многоцелевой разведчик-штурмовик Р-5. Разработан под руководством конструктора Николая Поликарпова. В серии - с 1929 года. Все, кто на нем летал, вспоминали Р-5 как надежного, прочного и неприхотливого друга. До 1937 было выпущено около 6000 таких самолетов. Все эти тысячи достойно исполнили роль, отведенную им в истории - перевозили, спасали и разведывали. Пришлось Р-5, и повоевать - в Китае, Испании, Монголии. В период Великой Отечественной войны 1941-45 гг. самолет использовался как ночной бомбардировщик, связной и транспортный.

Многоцелевой разведчик-штурмовик Р-5. Разработан под руководством конструктора Николая Поликарпова. В серии — с 1929 года. Все, кто на нем летал, вспоминали Р-5 как надежного, прочного и неприхотливого друга. До 1937 года было выпущено около 6000 таких самолетов. Все они исполнили роль, отведенную им в истории — перевозили, спасали и разведывали. Пришлось Р-5, и повоевать — в Китае, Испании, Монголии. В период Великой Отечественной войны 1941-45 гг. самолет использовался как ночной бомбардировщик, связной и транспортный, а также для обучения пилотов.

После освоения Р-5 курсанты переводились в первый отряд для учебы на СБ; запасная рота обеспечивала учебные эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку. Командирами эскадрилий были назначены капитан Власенко и капитан Норченко. 17 мая 1940 года авиашколе было присвоено наименование – Омская военная авиационная школа пилотов. День годового праздника был установлен 1 мая.

Из архивных документов мы можем узнать некоторые сведения об укомплектованности военно-учебного заведения переменным составом. Так, для комплектования авиационной эскадрильи за период с 6.12.1940 г. по 1.02.1941 г. прибыло 178 человек. Из них было отчислено медицинской комиссией – 16 человек, мандатной комиссией – 24 человека, зачислено в школу – 138 человек. Три человека являлись кандидатами в члены ВКП(б), 107 человек были членами ВЛКСМ, 28 – беспартийные. Зачисленные курсанты имели уровень образования в объеме: 10 классов – 16 человек, 9 классов – 44 человека, 8 классов – 39 человек, 7 классов – 39 человек. Прибывшие в школу молодые люди окончили следующие аэроклубы: Омский – 37 человек, Тюменский – 4 человека, Барнаульский – 7 человек, Красноярский – 21 человек, Черногорский – 32 человека, Канский – 3 человека, Анжеро-Судженский – 26 человек, Кемеровский – 1 человек. Семь человек были призваны через районные военные комиссариаты. Возраст поступающих был от 16-ти до 25-ти лет. По национальности большая часть – 127 человек – были русские, 3 человека – украинцы, 5 человек – белорусы, 2 человека – татары и 1 – хакас. Аналогичная социально-демографическая картина была и в других наборах.

В период с 1 февраля по 1 апреля 1941 г. в школу прибыло 199 человек, из них было зачислено – 138 человек. В период с 1 мая по 20 мая 1941 г. прибыло 295 человек, было зачислено 276 человек. С 22 мая по 2 июня 1941 г. прибыло еще 110 человек, из которых зачислено было 103 человека.

Период становления Омской ВАШП, как и для других авиационных школ и училищ, был достаточно трудным в плане материально-технического обеспечения. Об этом свидетельствуют документы архивов. Первая проверка зимой 1940-41 годов выявила, что из 32 бомбардировщиков СБ только 16 машин могли летать, из 8 легких самолетов УТ-1 в рабочем состоянии была только одна машина. Вместе с тем, основными типами для обучения были 37 исправных У-2 и 42 Р-5. Эта неустроенность перед войной добавила проблем в годы боев, когда в тылу надеяться можно было только на свои силы.

Обучение в Омской ВАШП изначально было рассчитано на 11 месяцев. Первый выпуск планировался к 1 января 1941 года. Как и в других авиашколах, в Омске курсанты изучали конструкцию самолета, мотор, теорию полетов, осваивали штурманскую подготовку и другие учебные дисциплины, предусмотренные планом подготовки. Уже в конце мая 1940 года первые курсанты, успешно сдавшие зачеты по теоретическому курсу, приступили к учебным полетам на самолете У-2. Освоив пилотирование простой авиационной техники (У-2), курсанты переходили к освоению более сложной техники – скоростного бомбардировщика марки СБ, но его освоение затягивалось по ряду причин. Во-первых, из 32-х имеющихся в учебном заведении самолетов СБ исправны были лишь 16 штук; во-вторых, остро ощущался некомплект преподавательского и инструкторского составов; в-третьих, по ряду изучаемых дисциплин не было учебных программ, учебников и пособий. В связи с этим первая группа курсантов приступила к полетам на СБ только в октябре 1940 года. 

Самолёт СБ (АНТ-40) был создан в 1934 г . в конструкторском бюро А.Н. Туполева. СБ никогда не рассматривался как основа советской бомбардировочной авиации. В Великой Отечественной войне он принимал участие лишь в начальный период, в частности в битве за Москву.

Самолёт СБ (АНТ-40) был создан в 1934 г . в конструкторском бюро А.Н. Туполева. СБ применялся в боях во время гражданской войны в Испании 1936-39 гг., в Советско-финской войне 1939-40 гг, в дальневосточных боевых действиях против японских союзников Гитлера. В Великой Отечественной войне он принимал участие лишь в начальный период, в частности в битве за Москву. Использовался в учебных частях. Всего было выпущено около 6500 самолетов разных версий.

Выполнению графика летной подготовки мешала еще и сибирская погода. Например, за декабрь 1940 г. было всего 11 летных дней. Остальные дни было невозможно использовать из-за сильных ветров и морозов, а иногда по нескольку дней приходилось очищать летную площадку от снега. Все это затрудняло осуществление качественной подготовки курсантов.

Несмотря на все трудности, 28 февраля 1941 г. Военно-воздушные силы СССР получили молодых пилотов – выпускников Омской ВАШП. Весной 1941 года из боевых частей стали поступать положительные отзывы о летчиках первого выпуска. К июню 1941 года школа выпустила несколько десятков авиационных специалистов для нужд ВВС. Таким образом, в Сибири было сформировано и начало активно развиваться еще одно авиационное военно-учебное заведение.

Конечно, недостатка в будущих авиаторах в предвоенный период не было. Молодежь в это время мечтала о небе. И аэроклубы, авиамодельные кружки, планерные секции были переполнены. Начавшаяся война внесла коррективы в учебные планы. С приближением фронта к Москве Омская военная авиационная школа пилотов перешла на ускоренную, шестимесячную программу подготовки. До конца 1942 года на фронт отправились больше половины всех летчиков, окончивших учебное заведение в военное время. Начало войны — это самый страшный период, когда потери на фронте были высокими, а опытные военные пилоты ценились на вес золота…

По воспоминаниям Петра Трушина, одного из непосредственных участников тех событий, инструкторов Омской авиационной школы на фронт не отпускали. «Ваше дело — учить летать молодежь»,- говорило командование специалистам, рвавшимся в бой. И по-своему было право: самоотверженный труд специалистов таких авиашкол, как Омская, дал в итоге авиации кадры, которые начали побеждать в воздушных боях, а считавшаяся отлаженной и одной из лучших в мире германская военная машина начала терять своих асов и передовую технику. Советские пилоты научились Побеждать.

Самая незаметная и в то же время очень важная часть той великой Победы ковалась в тылу. Именно в первые годы войны, несмотря на все лишения и сложности. В воспоминаниях Петра Трушина, который в 1941 году после окончания летного училища приехал в Омскую авиационную школу в качестве пилота-инструктора и отработал здесь до закрытия ОВАШП в 1960 (!) году, есть такие строки: «Фронту нужны были летчики. Поэтому в школе не считались со временем и санитарными нормами. Летали по две смены. Зимой и летом — на открытом воздухе. Кабины самолетов не были закрыты, и от ледяного ветра летчик был защищен лишь плексигласовым козырьком. В случае отработки мотороресурса двигателей их смена производилась экипажем после полета, ночью. А наутро — снова в воздух. Особенно сложными были ночные вылеты. Оснащение ночного старта было очень скудное, примитивное. Чтобы экипаж правильно держал направление при взлете и пробеге, вдоль полосы выставлялись переносные фонари «летучая мышь». А ориентиром при заходе на посадку служили жаровни, на которых разжигалась смесь бензина и масла. Радиосвязи между командным пунктом и экипажами в зоне полетов не было. Общались жестами, условными сигналами. Например, покачивание крыльев означало: «Иду на посадку»»

Конечно, и самим инструкторам боевые вылеты были необходимы. Поэтому своеобразной «стажировкой» были периодические «командировки» на фронт, когда офицеры Омской военной авиационной школы отрабатывали в действующих частях свои навыки, получали практические навыки и информацию о применении боевых самолетов, особенностях их эксплуатации. Некоторые из наших авиаторов не возвращались из боя…

Во время такой «командировки» на фронт погиб офицер Григорий Шишов. Мужественный летчик, получив ранение, сумел долететь до своего аэродрома, совершил посадку и умер уже на земле, после остановки самолета. Григорий Шишов посмертно награжден орденом Красного Знамени. Самыми разными боевыми наградами отмечены и многие выпускники школы.

Высшей награды — Золотой Звезды Героя Советского Союза удостоен выпускник ОВАШП 1942 года, омич Николай Кузнецов.  Он воевал на штурмовике Ил-2 и за годы боевых действий уничтожил 6 танков, большое количество фашистской пехоты и ее транспортных средств, артиллерии, сбил 1 вражеский самолет. 

Николай Васильевич Кузнецов (1921-1945 гг.) Лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1944), гвардии старший лейтенант.

Николай Васильевич Кузнецов (1921-1945 гг.)
Лётчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1944), гвардии старший лейтенант.

В бою над осажденным Берлином 14 апреля 1945 года Ил-2 старшего лейтенанта Кузнецова был подбит огнем зенитных батарей. Отважный летчик, именем которого после войны названа одна из омских улиц, последним усилием направил горящий штурмовик на вражескую батарею, нанеся противнику серьезный урон. При этом он сам и его бортстрелок погибли. В Берлине у памятника погибшим советским воинам установлена мемориальная доска в память о подвиге Н.В.Кузнецова. Именем Героя названы улица в Омске и школа, где он учился. На одном из домов улицы Кузнецова установлена памятная доска.

Всего за время войны школа направила на фронт 2338 летчиков. Из них 35 за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза. В своих материалах на портале «Омск-Фёдоровка» мы расскажем о них.

 

Facebooktwittergoogle_plusrssyoutubeby feather
Both comments and pings are currently closed.