Самолетом вместо автобуса или «ГАЗели»

42_an_2

Пассажирские авиаперевозки в Омской области в 1970-1980-х годах были на пике развития. Сегодня трудно поверить в это, но 30 лет назад билеты на рейсы самолетов МВЛ были доступными для большинства населения, а этот вид перевозок составлял реальную конкуренцию автобусным перевозчикам на маршрутах типа «Омск — районный центр». Как работала система МВЛ Омской области?

Все имевшиеся в Омской области аэропорты и посадочные площадки условно можно разделить на три группы или категории:

1. Классифицированные аэропорты,

2. Не классифицированные аэропорты,

3. Посадочные площадки.

По своему возникновению они были аэропортами районного значения и аэропортами и посадочными площадками, которые открывались при крупных населенных пунктах, как правило, центральных усадьбах колхозов, совхозов или леспромхозов.

Например в Чапаево аэропорт открыт в 1962 году при совхозе «Лето». В Кутырлы, Низовой, Листвяги открыты также при совхозах. В Малой Биче при леспромхозе Малобичинский. В Быстром — обширные охотугодья.

Начальник аэропорта Большие Уки А.М. Бражников на фоне Ан-2 на территории аэродрома. Снимок конца 1980-х годов.

Начальник аэропорта Большие Уки А.М. Бражников на фоне Ан-2 на территории аэродрома. Снимок конца 1980-х годов.

Аэропорты районного значения (кроме аэропортов Тара и Большеречье) возникали, в основном, сразу после Великой Отечественной войны.

В аэропорты Тюкалинск и Крутинка самолеты летали по санзаданию. Большую часть времени начальники этих аэропортов занимались бронированием мест и продажей билетов на рейсы союзного значения, а также подменяли начальников, которые уходили в отпуска.

Численность личного состава в классифицированных аэропортах от 28 до 50 человек: Тара -50, Тевриз — 28, Усть-Ишим – 40, в аэропортах районного значения от 5 до 10 человек, в небольших 1-5 человек.


Классифицированные аэропорты Омской области

  1. Тара
  2. Тевриз
  3. Усть-Ишим

Неклассифицированные аэропорты и посадочные площадки Омской области

  1. Большеречье
  2. Большие Уки
  3. Быстрый
  4. Васисс
  5. Евгашино
  6. Знаменское
  7. Колосовка
  8. Крутинка
  9. Кутырлы
  10. Листвяги
  11. Малая Бича
  12. Муромцево
  13. Низовое
  14. Нововаршавка
  15. Одесское
  16. Полтавка
  17. Русская Поляна
  18. Савиново
  19. Седельниково
  20. Таврическое
  21. Татарское
  22. Тюкалинск
  23. Чапаево
  24. Черный Мыс
  25. Черлак
Карта северной части маршрутной сети МВЛ Омской области. 1970 год.

Карта северной части маршрутной сети МВЛ Омской области. 1970 год.


 

Экономика аэропортов МВЛ и их оснащение (по книге Бражникова)

Отчего зависел пассажиропоток в аэропортах МВЛ?

В основе своей нагрузка на аэропорты местных линий зависела от трех составляющих.

Первая составляющая – отсутствие других видов транспорта. Например, Малая Бича, Усть-Ишим, Листвяги, и Большие Уки (до появления асфальтированной дороги), Седельниково, Васисс.

Вторая составляющая — от численности населения данного района. Для примера возьмем совхозы Листвяги и Чапаево. Листвяги находились от Больших Уков, в ста километрах таежного бездорожья. При отсутствии летной погоды люди из этого поселка мигрируют туда, где есть какой-то транспорт добраться до областного центра.

Вот численность населения Листвяги падала еще в те благополучные времена. Несмотря на необходимость в воздушном транспорте, самолеты в этот совхоз летали реже, чем в Чапаево. Когда нет погоды для авиации, отсутствует дорога, жизнь усложняется.

Третья составляющая — рост благосостояния людей данного района. Народ в Листвягах жил довольно скромно, а в Чапаево — зажиточный совхоз. Ехали туда люди, там жили на порядок лучше, чем в Листвягах. Позволяли себе лишний раз слетать в Омск (областной центр).

Исходя из анализа вышеперечисленных составляющих, планировалось расписание движения самолетов МВЛ.

В малых аэропортах один рейс делили на двоих, 6 посадочных мест одному аэропорту, 6 —  другому. Часто бывали случаи, что в каком-то из этих аэропортов нет шести пассажиров, есть два-три. По КВ-связи между собой начальники обменяются информацией и отдают места другому, у кого есть больше шести пассажиров. Так, обоюдно, заполняют места в самолете. Бывали случаи, когда в аэропорту появлялась большая семья или группа учащихся отправляется на какое-либо мероприятие в Омск, тогда один просит у другого уступить места дня за три вперед, тогда партнер идет на уступки и на это число у себя предварительную запись не производит больше, чем на оставшееся количество мест. Так и загружали самолет общими усилиями, и то не всегда.

Чапаево часто заполнял самолет Ан-2 полностью. Кроме того, Чапаево просило в Колосовке часто 2-4 места на какой-либо Колосовский рейс. В эти совхозные аэропорты выполнялся, как правило, один рейс в первой половине дня. Пассажиры этих рейсов, прилетев в Омск и уладив все дела, не могли вернуться в этот же день обратно. Это касается аэропортов Знаменское, Седельниково, Васисс.

Другое дело в аэропортах районного значения! В расписание полетов в Колосовку закладывалось 3-4 рейса. Два в первой половине дня, один-два во второй половине. А в летнее время один рейс в Колосовку из Омска вылетал не раньше 18 часов. И утренние пассажиры, вылетевшие из Колосовки, могли вечером вернуться домой.

15-местный самолет L-410 зимой в Усть-Ишиме, 1980-е годы.

15-местный самолет L-410 зимой в Усть-Ишиме, 1980-е годы.

Были так называемые совмещенные рейсы. Например, почтово-пассажирский рейс 201 по маршруту Омск – Большие Уки – Тевриз — Усть-Ишим. Этим рейсом в каждый из перечисленных райцентров утром доставляли почту и догружали его пассажирами. Или рейс 207 Омск – Колосовка – Знаменское и обратно. Этот рейс со Знаменским Колосовка делила по шесть мест.

Также существовали рейсы объединенные, в основном, предпраздничные. Их выполняли внерейсовые самолеты сразу в несколько аэропортов. Омский аэропорт подчищал, так скажем, всех пассажиров на МВЛ.

До 1986 года вся организация укладывалась в систему плановой экономики, и вопросов к работе ее составляющих по финансовой части было мало. В основном, они касались технического обеспечения полетов, замены парка, новых маршрутов и т.д.. С началом «перестройки» и изменением подхода к экономике авиаперевозок ситуация начала меняться в худшую сторону. Уже к концу 1987 года план по пассажирским перевозкам в авиапредприятии шел туго. Руководство Омского авиапредприятия изыскивало всевозможные варианты, чтобы выполнить изменившийся государственный план по отправке пассажиров, а с этим улучшить и другие показатели, как пассажирооборот, тонно-километры и т.д…

Самолеты Ан-2 на стоянке в аэропорту Тара

Самолеты Ан-2 на стоянке в аэропорту Тара

Как один и способов решения проблемы, руководство авиапредприятия организовало в Омском аэропорту МВЛ катание детей и взрослых на самолете Ан-2 над окрестностями города Омска. Цена билетов составляла 1 рубль 50 копеек, время полета — 15 минут. Всем аэропортам МВЛ было дано указание об организации аналогичного катания, и его выполняли…


Главнейшая из всех задач — обеспечение безопасности полетов.

Сюда входило все: подготовка аэродрома к приему и вылету самолетов, обеспечение необходимой информацией о погоде на аэродроме, о воздушной обстановке в районе аэропорта, об устойчивой работе радиосредств и работе ОПРС, и многое другое. Своевременная информация экипажа воздушного судна, касающаяся безопасности полетов, это главное. Это обширная и очень емкая тема.

Все начальники аэропортов несли ответственность за обеспечение полетов и своевременную пригодность аэродрома к эксплуатации воздушных судов. Не помню, чтобы в течение почти трех десятилетий моей работы какой-то аэропорт не обеспечил безопасность полетов. Иначе, это обязательно стало бы предметом разбирательства и детального анализа, было бы доведено до каждого руководителя аэропорта старшим диспетчером по приписным аэропортам Омского авиапредприятия. Такого не было.

Начальники аэропортов местных линий Омской области на занятиях

Начальники аэропортов местных линий Омской области на занятиях

Изучение причин летных происшествий, их анализ, проводилось на совещаниях-семинарах два раза в год: весной — по поводу работы в весенне-летний период, осенью — по поводу подготовки к работе аэропортов к осенне-зимней навигации. Два-три дня длилось совещание, главная тема – обеспечение безопасности полетов. Организовывал и проводил совещание старший диспетчер по приписным аэропортам с приглашением и проведением занятий с нами инженера-инспектора (начальника инспекции) по безопасности полетов Омского ОАО (объединенного авиатотряда).

Раз в три года начальники аэропортов, сдавали экзаменам по вопросам охраны труда. После экзаменов выдавалось удостоверение на право допуска к работам.

Вторая ключевая задача, собственно, это то, для чего существует любой аэропорт — работа с пассажирами, их своевременная отправка по назначению. Культура обслуживания под девизом «Пассажир всегда прав».

В здании аэровокзала каждого аэропорта районного значения выделялась комната для буфета или столовой, как в аэропортах Тара, Тевриз, Усть-Ишим. Буфеты обеспечивали летный состав, пассажиров и работников аэропорта горячим чаем, кофе, пирожками, булочками, колбасой, котлетами, сигаретами, фруктовыми напитками и др. Аэропорты районного значения имели автоматы Союзпечати, можно было приобрести газету, открытки и т.п. 

Ан-2 доставил пассажиров из Омска в аэропорт города Тара.

Ан-2 доставил пассажиров из Омска в аэропорт города Тара.

Продуманы были перелеты мам с малышами. Все аэропорты, как районного, так и совхозного значения, имели в обязательном порядке комнату матери и ребенка. Это отдельная комната в аэровокзале, которая была оборудована коечкой, с матрасиком, двумя простынками, подушечкой, одеяльцем. Был в ней столик, пару стульев. Обязательно имелась лампа-отражатель, при необходимости мама могла подсушить пеленки, ведь тогда одноразовых подгузников не было. Стены комнаты украшали плакатами или рисунками детской тематики. В комнате всегда были чистота и уют, выбиралась она, чтобы окно выходило на южную сторону. В аэропортах Тара, Тевриз, Усть-Ишим комнаты были большие, было две или три детские коечки.


 

Иллюстрации: музей Омского аэропорта

 

Facebooktwittergoogle_plusrssyoutubeby feather
Both comments and pings are currently closed.