Создание современного аэропорта в Омске — задача государственного значения

Омск — ключевой город Западной Сибири, важнейший узел глобальных транспортных коридоров, связывающих Европу, Дальний Восток, Центральную Азию и Арктику. Развитие транспортного потенциала города невозможно без современного аэропорта. В своем материале в номере 12 за 2014 год журнал «БОСС» рассказывает об истории строительства аэропорта в Фёдоровке и комплексе серьезных проблем, которые требуют не менее серьезного и продуманного решения.

С помпой презентованный более 20 лет назад экс-губернатором Омской области Леонидом Полежаевым проект «Омск-Федоровка» за несколько избирательных кампаний, которые проходили под лозунгом «План Полежаева», превратился не только в обычный долгострой, но и стал метафорой, олицетворяющей невозможность кардинальных перемен и развития Омска. Практически патовая ситуация сложилась в последний год, появились новые серьезные препятствия, связанные со сменой руководства Омской области: новая власть никак не может определиться со своим отношением к проекту. Выход нашла Межгосударственная корпорация развития (МКР), недавно ставшая «старшим» партнером Правительства Омской области в ОАО «Омский аэропорт «Федоровка» и предложившая реализацию проекта на принципах государственно-частного партнерства.

О перспективах нового аэропорта и планируемого на его базе аэрограда, а также проблемах в реализации проекта нашему журналу рассказывает генеральный директор ОАО «Омский аэропорт «Федоровка» Игорь Глушков (возглавлял Общество до 17.12.2014 года).

Чего не хватает для хаба

— Игорь Михайлович, насколько мы знаем, создание аэропорта в Федоровке — идея еще советского времени?

— Да, в этом году исполняется 36 лет с того момента, как она возникла — произошло это в 1978 году. Мы специально изучали историю вопроса, поднимали архивные документы…

Дело в том, что у аэропорта Омск-Цен­траль­ный уже тогда проявился предел технологических возможностей. Именно в тот период начались первые этапы реконструкции аэропортов Кольцово в Екатеринбурге и Толмачево в Новосибирске.

Сегодня они прошли несколько этапов глубокой реконструкции, обеспечивают пассажиропоток и грузопоток вдвое больше. Возьмем пассажиропоток: 3,7 млн человек в год пропускает Толмачево. Грубо говоря, каждый житель Новосибирска летает полтора раза. Аэропорт Омск-Центральный — только 900 тыс., хотя в Омской области население — 1 млн 900 тысяч. При этом стартовые позиции были одинаковые. А аэропорт Центральный — объект 60-х годов, он с тех пор фактически не модернизировался, а требования ИКАО становятся все жестче.

Кольцово и Толмачево сразу строились за городом, их оказалось проще реконструировать, расширять, а Центральный — в самом центре Омска, он со всех сторон зажат жилыми домами…

— Мы помним печальную историю в аэропорту Иркутска, когда самолет выкатился со взлетно-посадочной полосы и врезался в жилые дома…

— Да. С точки зрения безопасности предпочтительно размещать аэропорт за городом. Часто сторонники сохранения аэропорта в центре города ссылаются на Хитроу в Лондоне, но, во-первых, он расположен в городской черте, однако не в центре города, как наш омский аэропорт, а, во-вторых, давайте не будем забывать о том, какого уровня авиатехника используется в Хитроу и какие, прямо скажем, ведра с болтами зачастую летают у нас…

Центральный — это 650 га в центре Омска, ограниченная этажность вокруг аэропорта, территория, под которой невозможно провести коммуникации. Этот аэропорт препятствует нормальному развитию Омска — быстрорастущего мегаполиса, население которого перевалило за 1 млн 400 тыс. жителей. В Омске ведется активное жилищное, транспортное строительство — Центральный создает для него массу неудобств.

— Отсутствие современного аэропорта наверняка не способствует развитию Омска как современного транспортного хаба…

— Разумеется. Отсутствие современного аэропорта не дает возможности расширять глобальные транспортные коридоры, связанные с нашим городом.

Омск — один из ключевых городов Западной Сибири. Неслучайно в Омске в Гражданскую войну находилась столица адмирала Колчака. Он доминирует на Западно-Сибирской низменности. В районе Омска проходил Великий шелковый путь. Город уникален как транспортный хаб — через Омск проходит Транссиб, течет Иртыш, здесь расположены современные автомагистрали. Не хватает только одной составляющей — развитого воздушного транспорта. Через Омск идет сотрудничество со странами Центральной Азии.

Сейчас в России реализуется проект освоения Арктики, и для этого проекта Омск очень важен. Дело в том, что Иртыш из Омска течет в Салехард, столицу ЯНАО. Именно через Салехард будет происходить освоение Арктики. А перевалочной базой для этих грузов — особенно для грузов из Китая — служит Омск. Так что современный аэропорт в Омске необходим срочно, его строительство — задача общегосударственного значения!

Аэропорт-аэроград

— Расскажите о ваших планах по развитию аэропорта.

— У нас есть проект, связанный с использованием нового аэропорта в развитии Арктики. Фёдоровка и Сабетта расположены на одном меридиане. Мы уверены, что авиакомпания «Ямал» может стать базовым авиаперевозчиком в аэропорту Фёдоровка.Также базовым аэропортом Федоровку готовы сделать региональный центр МЧС, авиакомпании, занимающиеся малой авиацией… Об этом имеются предварительные договоренности.

Плюс к этому на основе аэропорта планируется создать так называемый аэротрополис — совокупность кластеров смежных производств, сервисов и НИОКР.

— В чем суть концепции аэротрополиса?

— Мы изучили, что такое современный аэропорт — мировой опыт в этой сфере. Концепция современного аэропорта называется аэротрополис: это тот джентльменский набор, который необходим в современном аэропорту. По этой концепции сейчас предполагается развивать Домодедово.

Кластеры, которые нужны в аэропорте: ремонтно-производственная база, первичная или, наоборот, финальная стадия переработки той или иной продукции, например сельскохозяйственной, сервис. А также сфера НИОКР и испытаний.

В нашем аэрограде мы планируем развивать новые виды воздушного транспорта. Тем более что Омск, как вы знаете, один из крупных центров аэростроения и других высокотехнологичных отраслей машиностроения. Это, к примеру, быстроходные дирижабли. Или БПЛА — сегодня перспективное направление двойного назначения. В Омске есть соответствующие разработки, в них заинтересованы Министерство обороны и другие ведомства, и мы готовы их развивать в новом аэрограде.

Кроме того, в планах поддержка гибридных видов транспорта. За рубежом это направление достаточно популярно, в нашей стране также есть немало разработок в данной сфере. Дело в том, что сейчас трудно предсказать с уверенностью, какие виды транспорта наиболее перспективны, и потому гибридные виды очень важны.

Таким образом, мы видим Федоровку как мощный центр компетенций по всем этим направлениям развития воздушного транспорта, гибридных видов транспорта и как современный, высокотехнологичный город-спутник, высокотехнологичную точку роста экономики Омской области.

Я часто встречаюсь с представителями российского аэропортового сообщества, и мне коллеги говорят: «Насколько же красивая у вас идея! Такого проекта нет ни в одном регионе!». Наш проект дает возможность Омской области стать лидером в сфере воздушных сообщений и транспортных инноваций.

Но, к сожалению, в последнее время проект не пользуется расположением областного правительства, и оно не торопится выполнять те обязательства по отношению к нему, которые взяло на себя в 2011 году, когда регион возглавлял Леонид Полежаев.

Площадка для нового Тарковского

— История борьбы за новый аэропорт в Федоровке началась ведь не несколько лет назад, а гораздо раньше?

— Да, еще в начале 80-х годов под эгидой Министерства гражданской авиации СССР был разработан проект перебазирования омского аэропорта — строительства аэропорта в поселке Федоровка и перевода омского аэропорта на новую площадку с закрытием старой.

Разработчик — Ленаэропроект, ведущий советский центр по проектированию аэропортов. Но лишь в начале 90-х стартовало строительство аэропорта Федоровка.

— Едва стартовало, как кончился Советский Союз…

— Увы. Тем не менее к 1993 году построили процентов 70–80 из того, что задумывалось, в том числе взлетно-посадочную полосу и все основные сооружения. Осталось немного — достроить второстепенные объекты и осуществить отделку.

И, в общем-то, можно было уже переезжать, но тогдашний директор аэропорта Омск-Центральный отказался от переезда — для того чтобы все работы полностью завершились. Наверное, чтобы ему не сказали: «Раз аэропорт начал эксплуатироваться, то доделка может подождать».

Однако с тех пор строительство аэропорта застопорилось — из-за отсутствия финансовых средств. И аэропорт, находившийся в федеральной собственности, оказался фактически бесхозным. Конечно, он стал приходить в негодность, многое растащили дачники из близлежащих поселков. Сегодня там можно снимать «Сталкер» Тарковского: взламывая асфальт, растут березки, ходят лисы… На непонятных правовых основаниях на его территории построено несколько частных жилых домов. По этому поводу против руководителей Управления Росимущества по Омской области возбуждалось уголовное дело, но участки так и не вернулись в собственность государства…

Проект возобновился в середине ­2000-х годов. Я уже сказал, что Федоровка относилась к федеральному имуществу, как и Центральный, и потому первые действия по доработке проекта предпринимала Росавиация. В 2008 году это агентство заключило договор с немецкой компанией Hochtief aeroport для оценки того, сколько стоит «доводка» аэропорта, приведение территории в порядок…

Подготовили всю необходимую документацию, составили план по перебазированию аэропорта города Омска с одной территории на другую. Строительство должна была вести компания «Мостовик» — та самая, которая строила мост на остров Русский, олимпийские объекты, знаменитый ажурный мост в Москве в Серебряном Бору.

Больше того: проект включили в число объектов, которые нужно построить к 300-летию Омска — оно будет отмечаться в 2016 году. Новый аэропорт попал в соответствующие указ президента и постановление Правительства Российской Федерации.

Согласно этим документам федеральное имущество, в том числе земли под аэропортами Центральный и Федоровка, пакет акций ОАО «Омский аэропорт» (которое управляет аэропортом Центральный) по инициативе администрации Омской области переданы в ведение этого субъекта Федерации целевым образом — для того чтобы он привлек инвестора и обеспечил достройку/реконструкцию недостроенного аэропорта Федоровка и перебазирование омского аэропорта на новую площадку. (Область наша по размеру как Франция, и воздушный транспорт для региона — важнейший вид транспорта, в советское время он был хорошо развит.)

Нашелся и инвестор для главного омского аэропортового проекта — это Меж­го­сударственная корпорация развития (МКР). В сентябре 2011 года создан оператор для реализации данного проекта — АО. На сегодняшний день 51% акций Общества принадлежит МКР, 49% — Омской области При этом МКР должна была вложить средства в строительство, а администрация Омской области — имущество двух аэропортов: старого и нового.

Достройка аэропорта Федоровка и перебазирование согласно планам федерального центра и Омской областной администрации должны быть завершены… в 2014 году.

Как Омск готовится к юбилею

— Но в 2012 году власть переменилась…

— Да, пришел новый губернатор Виктор Назаров, и пошла ревизия проектов и начинаний, осуществлявшихся предшествующей областной администрацией. К сожалению приостановились многие проекты, в том числе федерального значения, в частности строительство метро.

Началось обсуждение: а нужно ли переносить аэропорт, и если да, то в Федоровку или, например, использовать военный аэродром Северный как аэродром двойного назначения. Это известный аэродром — на нем приземлялся когда-то грузовой Ил-76, там большая взлетно-посадочная полоса. Но он и так фактически двойного назначения — оборонного и промышленного: его эксплуатирует объединение «Полет». В конце концов приняли решение, что перенос аэропорта в Федоровку — оптимальный вариант.

— То есть пришли к тому же выводу, что в 1977 году МГА СССР и в 2008 году Росавиация?

— Получается, что так.

Однако дальше вопрос опять завис. Мы предлагали областной администрации: «Выслушайте нас, мы занимаемся этим проектом уже четыре года!». Я по первому образованию проектировщик, по второму — экономист, сейчас получаю третье образование — в Академии гражданской авиации в Санкт-Петербурге как топ-менеджер аэропорта. Мне есть что сказать.

Наше общество полностью владеет всей документацией по проекту, мы фактически обследовали недостроенный аэропорт Федоровка — все 82 объекта, на каждый составили паспорт. Точно знаем, как реконструировать каждый из них: какими методами, сколько времени это займет, сколько будет стоить… Мы всесторонне изучили объект и в курсе, как его реконструировать достаточно быстро, качественно и без «космических» затрат. Предварительно подобраны исполнители, составлен календарный план выполнения работ, как теперь модно говорить, дорожная карта… И потом мы же фактически «дочернее» АО областной администрации.

Как я уже говорил, в уставный капитал нашего общества должны были передать имущественные комплексы двух аэропортов и объекты незавершенного строительства, а также акции ОАО «Омский аэропорт». Этого до сих пор не произошло. При этом немалые средства уже выплачены за оценку имущественных комплексов, оценку акций ОАО «Омский аэропорт»…

650 га в аэропорте Центральный и 385 га в аэропорте Федоровка эксплуатируются неэффективно. Аэропорт Федоровка с каждым годом ветшает все больше и больше. Имущественный комплекс не определен, земли там принадлежат частично Омской области, частично Российской Федерации.

С имуществом обоих аэропортов происходят некие хозяйственные процессы, не связанные со строительством нового аэропорта.

— Однако в 2016 году в Омске будет юбилей. В город прилетит президент…

— Если будет куда прилететь… Разве что на военный аэродром Северный. Потому что мы усматриваем признаки подготовки технического банкротства аэропорта Центральный: им сейчас руководит человек, который до этого банкротил предприятия в интересах различных бизнес-групп.

На второй круг

— Правильно ли я понимаю: реконструкция аэропорта Федоровка даже не начиналась?!

— Правильно понимаете. Хотя до 300-летия Омска осталось очень мало времени.

В Главгосэкспертизе, а именно она занимается согласованием проектов такого уровня, в ее подразделении, отвечающем за аэропорты, нас предупредили, что для получения согласования летом мы должны принести проект в апреле. И только после согласования проекта можем приступить к строительным работам. Останется полтора года до юбилея: нужно полностью менять тот план-график строительства, который нами был сверстан для работы в три смены. Мы к этому готовы, но готова ли областная администрация начать практически заниматься аэропортом Федоровка — вопрос.

Правительству Омской области надо наконец приступить к выполнению своих обещаний и подписанных соглашений.

— Имущество должно быть предоставлено в собственность или в управление?

— Или в собственность, или в управление. Мы должны обладать доступом к имущественным комплексам и сооружениям, возможностью работать с ними на законных основаниях. Нам удалось было получить предварительное согласование границ земельных участков от Минимущества Омской области, но месяц назад его отозвали без всяких оснований.

Понимаете, прежде чем сформировать и представить официальный проект достройки, мы должны обладать доступом к земельному участку, обследовать его, подготовить акт выбора земельного участка.

Нашему ОАО необходимо получить возможность выполнить некие формальные процедуры. Ведь пока акт выбора земельного участка не подписан, мы не имеем права производить официальные изыскательские и проектные работы. Только после того, как эти работы завершены и проект согласован в Главгосэкспертизе, можно приступать к достройке аэропорта.

— Реально ли достроить аэропорт в 2016 году?

— Учитывая отсутствие динамики в действиях областной администрации, сомневаюсь в этом. Генеральный директор нашего основного акционера — Межгосударственной корпорации развития — Иван Поляков в июле встречался с губернатором, была достигнута договоренность о подготовке дорожной карты по достройке Федоровки и перебазированию аэропорта. В течение двух рабочих дней дорожную карту мы подготовили и представили — она до сих пор не подписана Омской областью.

Пора давать оценку

— Почему администрация Омской области де-факто не готова развивать этот проект? Каковы ваши предположения?

— На мой взгляд, здесь сознательная позиция. Скажу прямо: она связана с интересом некоторых лиц, близких к администрации, в использовании имущественного комплекса, полученного от Российской Федерации, нецелевым образом.

Двое из вице-губернаторов, с которыми мы пытались решить вопросы по проекту, открыто блокировали любые инициативы. Я утверждаю: есть люди, заинтересованные в реализации земель аэропортов Федоровка и Центральный. Они получили доступ к федеральному имуществу стратегического характера и пользуются этим имуществом. Для этой группы лучше, если бы наше АО просто тихо умерло. Но мы честно выполняем то, что нам предписано.

Администрация области, всячески сопротивляясь передаче земельных участков в уставный капитал нашего общества, фактически выступает на стороне этих людей.

— А что губернатор?

— Виктор Назаров — человек порядочный, но, на мой взгляд, делает ставку не на тех людей.

— А как относятся к этой ситуации Минтранс и Росавиация?

— Со стороны федеральных органов власти, в том числе Минтранса и Росавиации, отношение к проекту, с инициативой реализации которого выступала администрация Омской области, всегда было крайне позитивное. Они передали федеральное имущество для реализации проекта, проект упомянут во всех стратегиях и целевых программах. Поддержка проекта на федеральном уровне абсолютная.

Какие претензии можно предъявить Минтрансу и Росавиации? Что они не наблюдают, как идет строительство? Но у них нет таких полномочий.

Проект взялась осуществлять Омская область. Есть вопросы к тому, как администрация области реализует свои полномочия, однако подобные полномочия уже отслеживают не Минтранс и Росавиация, а аппарат полпреда президента в СибФО, Следственный комитет, Счетная палата…

Минтранс и Росавиация ждут, когда Омская область выполнит обязательства, которые она на себя взяла, как ждут авиа­пассажиры и авиакомпании, ждем мы… К сожалению, без вмешательства правоохранительных и контролирующих органов, боюсь, мы не дождемся.

Ситуация такова, что нуждается в правовой оценке. И, когда мы видим дела против вице-губернаторов, связанные с земельными отношениями, нетрудно усмотреть причинно-следственную связь между действиями одних лиц и бездействием других.

Это во-первых. Во-вторых, я считаю, абсолютно неприемлема ситуация, когда смена людей в кабинетах администрации области приводит к отказу от обязательств прежней администрации. Причем, как я уже говорил, это касается не только аэропорта Федоровка.

Не менее трагичная ситуация по другим крупным инфраструктурным проектам. Например, по 15 малым аэропортам Омской области, работы не ведутся ни по одному. Представляете, как это сказывается на транспортной доступности в Омской области?

Или по омскому метро, без которого областной центр буквально задыхается. 60–70% затрат уже сделано, тоннели построены. Но проект приостановлен: «нет средств для его продолжения». Однако метростроевцы утверждают, что размораживание строительства после консервации обойдется существенно дороже. Вместо поиска денег власти сейчас планируют делать там то ли гаражи, то ли дискотеки, еще предлагается обустроить подземное пространство для игры в пейнтбол…

Проблемы в транспортном комплексе области накапливаются: неслучайно министр транспорта Омской области недавно ушел в отставку.

— А почему проекты не развиваются? Потому что были начаты прежним губернатором?

— Это одна из причин. И она называется в открытую: «начинал Полежаев».

Что довольно странно слышать. Может быть, начинало государство, а не Полежаев? Были сделаны многомиллиардные инвестиции, которые могут пойти прахом. И все только из-за того, как нынешняя областная администрация относится к предшествующей?

Непонятно, чем новая администрация лучше: уже сейчас в регионе все чаще добрым словом вспоминают экс-губернатора Полежаева, которого до отставки не ругал только ленивый.

Понятно, что эта ситуация не способствует социальной стабильности в регионе.

Момент истины

— Каков выход из ситуации с достройкой аэропорта?

— На наш взгляд, настал момент истины. Либо начать наконец реализацию проекта, либо принять решение об отказе от его реализации, но тогда вернуть имущество в федеральную собственность в первозданном виде. Мы очень хотим построить аэропорт и аэроград, однако одного нашего желания и финансовых ресурсов, которые стоят за нашим основным акционером, к сожалению, недостаточно.

Были указ президента Российской Федерации, постановление Правительства РФ, согласно которым имущество передавалось не просто так — оно передавалось для реализации проекта, причем по инициативе администрации области. Нужно либо признать факт невыполнения указа и постановления, отменить соответствующие пункты и вернуть имущество, либо выполнить пункты в кратчайшие сроки.

Если администрация Омской области отказывается от проекта, необходимо об этом заявить во всеуслышание, а не продолжать тратить бюджетные средства на финансирование работы неких консультантов, которые занимаются за миллион долларов в год проведением оценки, которая уже была проведена, и поиском инвестора в проект, где уже есть инвестор.

Понятно, некоторые в регионе боятся, что мы выполним свою работу: 30 лет никто не мог построить аэропорт, а мы его построим. Но сегодня ситуация «или-или»: или продолжать блокировать проект и готовиться к реакции со стороны президента и его администрации в 2016 году, или начать реализацию проекта и внести тем самым позитивный вклад в развитие не только Омска, но и всей Западной Сибири.

Наш коллектив готов взяться и за другие инфраструктурные проекты. В МКР недавно побывали представители компании Alstom. Они вместе со своим российским партнером — Трансмашхолдингом — очень заинтересовались проектом омского метро. Они готовы участвовать в его достройке и внедрить в омском метро беспилотные поезда. Синдикат банков в силах профинансировать эти работы.

То есть если бюджетные затраты затруднены, МКР согласна профинансировать достройку метро из внебюджетных источников, но для этого нужны имущественные гарантии, а значит, ей должно быть передано имущество. И в результате может появиться первое в стране частное метро. И от этого только все выиграют.

Реализация проектов нового аэропорта в Омске, строительства омского метро могут стать важными примерами того, как государственно-частное партнерство помогает добиваться эффективных решений с использованием денег частных инвесторов, а не бюджетных средств. Надеемся, что эти проекты удастся воплотить в жизнь.

Источник материала

Facebooktwittergoogle_plusrssyoutubeby feather
Both comments and pings are currently closed.